Если ты много учишься, но мало внедряешь, прочти эту статью
В детстве кажется, что сгущенка и конфеты — это лучшее что есть на свете.

Сладости — это радости! Ведь, что приносит радость, разве может быть вредным?

А потом начинается: «Малыш, ты зубки испортишь!», затем узнаёшь, что такое дофаминовые качели, скачки инсулина.

Понимаешь, каково это, когда настроение после сладкого становится сонливым. Оно делается переменчивым, как погода в Питере.

Конечно, понимать, что сахар не полезен — это хорошо. Но ведь в жизни помимо сахара есть и другие вещи не так очевидно вредные.

Например, учёба.

В определённый момент понимаешь, что постоянное потребление информации — это просто развлечение такое. Как сериальчики, рилсики, но в «полезной» упаковочке.

Ведь учиться надо! Это уж точно лучше, чем Сникерс хрумкать.

На самом деле количество просмотренного контента, пройденных курсов и даже дорогих наставничеств не перетекает в качество, увы.

Потому что постоянное обучение:

  • Не поможет регулярно писать посты, выпускать видео на ютубе или делать любой другой контент для твоего блога.

  • Не даёт бесплатных осознанных подписчиков или лидов с платной рекламы.

  • Не сделает из холодных подписчиков лояльную аудиторию. Оно не вызовет у них желания немедленно что-то купить.

  • Не создаст воронку и не приведёт людей, которые тебе уже базово доверяют и готовы покупать.

Ну вот не даст всего этого просмотр видосов и даже их конспектирование!

С 2014 года я инвестировал тысячи часов в обучение и пару миллионов рублей на разные курсы и менторства. Поэтому всё о чём я пишу здесь — это мой личный опыт.

На деле, бесконечное и бездумное потребление информации это:

  1. Ощущение постоянной неподготовленности. Чем больше узнаёшь, тем сильнее чувство что знаешь ещё недостаточно. Нужно ещё вот это изучить, а потом то.
  2. Недописанные посты. Запылившиеся в заметках идеи продуктов или готовые наработки. Или уже что-то, что немного пожило, а потом быстро закрылось
В 2023 году я забросил вполне хороший продукт о продвижении в Телеграме. Мне показалось, что у меня было недостаточно компетенций и это несмотря на то, что я только начал и уже при этом было несколько отличных кейсов.

Липкое чувство «недостаточности» победило в тот раз.

  • Ощущение что все вокруг успевают больше, делают больше
  • Или полгода собираешься снимать рилсы и даже уже купил всю технику. Но на деле ты либо никак не можешь начать, либо монтируешь один ролик по пять часов, либо вовсе бросаешь всё после пары попыток.

Приходят мысли в формате:

«Ну камон, что не так? На каком этапе я накосячил? Почему в голове у меня куча знаний, я как собака понимаю в принципе всё, но на практике непонятно какой сделать следующий шаг».
Петля ложного прогресса
Все эти глюки приводят к тому, что знания копятся, перемешиваются, путаются, как проводные наушники в кармане, и в итоге ничего не меняется в жизни.

Механизм приблизительно такой:

  1. Появляется импульс делиться и создавать что-либо (вести блог, свой продукт запилить)
  2. Включается режим подготовки: «надо сделать по уму» (проходим курсы, ищем идеальную стратегию, бесконечно планируем и анализируем)
  3. Начинаем готовиться и затягиваем этот процесс (делаем супер продуманный контент план, визуал, кастдевы, переделывание постов по 5 раз и т.д.)
  4. В итоге либо вообще не доводим до конца — удаляем пост или не публикуем. Либо публикуем, но получаем несоразмерный усилиям результат (мало реакций, мало или нет продаж)
  5. Дальше в чат заходит эмоциональный спад: чувство фрустрации, злости, сожаления из-за зря потраченного времени. И в итоге сливаемся.
  6. Проходит время, желание действовать восстанавливается и.. возвращаемся к шагу №1 — и так по кругу.

Самое страшное здесь то, что этот цикл создаёт ложное ощущение бурной деятельности.
Ты будто бы всё время «в процессе» и не сидишь сложа руки. Но несмотря на всё это, из года в год результат минимальный или вообще никакой.

Как это работает?
Дофаминовая петля
Сегодня обучающие видосики и курсы — это не то, что было лет 10 назад. Тем, кто делает видео, важно, чтобы их открыли и досмотрели до конца, иначе алгоритмы не будут их показывать людям.

Такая же история с курсами.

Чтобы вместо возвратов люди достигали результаты и становились кейсами, адекватные создатели курсов хотят чтобы этот курс досмотрели до конца.

Человек по своей природе ленивая сосиска и поэтому его нужно мотивировать — для этого, в контент добавляют элементы развлечения.

Когда развлечение смешивается с обучением, получается «эдьютейнмент». Этот термин происходит от английских слов educate (учить) и entertain (развлекать).

Мемы, юмор, сторителлинги — всё это развлекательная обёртка. На деле такой обучающий контент не сильно отличается от обычных развлекательных видосов с точки зрения влияния на психику.

Это не плохо и не хорошо, но факт такой, что на это подсаживаются. Обучающие видосы — это всё тот же дешёвый дофамин.

Сюда добавляется эффект постоянной новизны. Любое новое знание ощущается как достижение. Такой же эффект от просмотра новостей или рандомного контента в соцсетях, кстати говоря.

Мы залипаем в новости или сторизы — потому что это постоянный поток новой информации. А это очень приятно мозгу.

Схема тут такая:

  1. Человек чувствует тревогу: «Я не делаю то, что должен».
  2. Он начинает учиться \ потреблять контент → дофамин повышается.
  3. Настроение улучшается, тревога спадает → но до действий не доходит и результатов, соответственно, нет.
  4. Через время — опять тревога → и опять учёба \ контент.
Это нужно учитывать и если уже начинаешь учиться, то делать это точечно, выборочно под конкретные задачи, под конкретные проекты. И не просто когда-нибудь на будущее.
Что знакомо — то безопасно
Чем больше человек проходит обучений, чем больше он видит постов, видосов на ютубе и прочего контента — тем более привычным ему становится всё это.

Когда идёшь в первый класс или университет — всё кажется новым, страшным и незнакомым. А в 8 классе или на 4 курсе универа всё уже намного проще.

После десятка пройденных курсов и сотен часов контента на ютубчике — уж тем более.

Но другое дело — практические действия, которые нужно предпринять после изучения той или иной единицы контента.

Каждое такое новое действие — это как в школу первый раз идёшь.

Из-за неизвестности начинается волнение, тревога и мандраж — ведь можно облажаться и потерять время и деньги или словить негатив или просто выглядеть глупо.
Психолог Даниэль Канеман, один из создателей поведенческой экономики, объясняет этот феномен в книге «Думай медленно, решай быстро». Он называет это «когнитивной лёгкостью».

Если максимально упростить: то, что легко — не угрожает моей жизни.

  • Знакомое = лёгкое для обработки
  • Лёгкое для обработки = безопасное
  • Безопасное = меньше настороженность, тревожность, усилия. Мозг интерпретирует это как сигнал: здесь всё в порядке, можно расслабиться.
Один из наглядных примеров, которые приводит Канеман в книге — эксперимент с турецкими словами.

Суть его в следующем:

  1. Людям показывали список турецких слов (они не знают турецкий).
  2. Некоторые слова повторялись намного чаще, чем другие.
  3. После этого у участников спрашивали какие слова, по их мнению, обозначают что-то хорошее, а какие — плохое

В результате, слова, которые чаще встречались, оценивались как более положительные.

Люди считали их более приятными, безопасными и надёжными, несмотря на полное незнание языка.

Почему?

Просто тупо потому что они их чаще видели.

Такая же история и с постоянной учёбой и потреблением контента.

Обучение — это понятный и знакомый процесс, поэтому он кажется безопасным. Из-за этого всегда велик соблазн пойти ещё чему-то поучиться вместо того, чтобы приступить к конкретным действиям.

И этот пример, кстати, тоже иллюстрирует, почему важно регулярно вести контент.

Если какой-то спикер просто чаще мелькает перед глазами, то с каждым новым появлением подсознательно к нему больше доверия.
Иллюзии не развидеть
Когда смотришь на эту картинку, то невольно видишь, что линии разной длины. Вот реально, первое, что приходит в голову, хочешь этого или нет — но тебе кажется, что они разные.

Но если присмотреться, то осознаёшь — они одинаковые.

Парадокс тут в том, что, даже когда уже знаешь, что они одинаковые, всё равно видишь их разными.

Такая же история и с идеей, которую я доношу выше.

Недостаточно один раз понять, что чрезмерное потребление контента — это способ избежать действия.

Нужно об этом помнить всегда.

Потому что каждый раз будет всплывать перед глазами что-то новое и будет появляться соблазн направить туда всё своё внимание.

Такая же история и с другими багами мышления.

Всегда будут появляться мысли в формате «я ещё недостаточно опытный», «кажется все и так уже знают об этом», «кажется, что сделал какую-то фигню».

Линии всегда будут казаться разными. Но в реальности они будут всегда одинаковые.

По факту, те, кто делают и получают результат — они каждый раз выбирают видеть реальную длину линий, а не иллюзорную.

Они будут помнить о соблазне бесконечно обучаться, готовиться, чувствовать себя недостаточно подготовленным и несмотря на всё это действовать.

Кажется, что мы всегда принимаем рациональные решения — на основе логики и аргументов. Но практике можем быть слепы к очевидному и, главное — не замечать собственной слепоты.

Есть огромное количество автоматических реакций, которые влияют на наш выбор. Более того, такие реакции могут маскироваться под нечто осознанное, но в реальности это далеко не так.

И первое, что нужно, чтобы действовать более осознанно — это внимание. Посмотри вот это видео.
Чтобы увидеть медведей — нужно обратить на это внимание. Если этого не делать, то не заметишь ничего необычного.

Эта статья — как раз способ обратить твоё внимание на условных «медведей».

А дальше уже твоя ответственность направлять внимание на то, что важно тебе, а не на то, что кажется на первый взгляд.
Уверенность приходит после действия
Обычно как говорят: «Вот стану уверенным и тогда сверну горы!»

Т.е. последовательность такая: стал уверенным → свернул горы.

В реальности всё наоборот.

Невозможно стать уверенным прямоходящим человеком, пока на практике не начнёшь пробовать ходить.

Невозможно уверенно водить машину, не испытывая первобытный страх первых выездов в город.

Невозможно стать уверенным предпринимателем, только читая статьи про юнит экономику, анализ целевой аудитории и лестницу Бена Ханта.
Мозг формирует ощущение уверенности на основе опыта, а не на основе теории. Уверенность — это не то, что предшествует действию. Уверенность — это то, что ты начинаешь чувствовать действие совершив.

Мы часто ждём прихода уверенности, чтобы начать действовать. Но этот момент не наступит сам по себе.

Уверенность рождается только из опыта, а опыт — из действий.

Мы попадаем в ловушку прокрастинации и выученной беспомощности: «не делаю — потому что не уверен» → «не уверен — потому что не делаю».

Поэтому, если хочешь стать увереннее — действуй!

Когда ты что-то делаешь — особенно то, чего раньше боялся или избегал — ты получаешь факт участия, результат, обратную связь.

Это разрушает твои фантазии и страхи, которые питаются неопределённостью.

И после этого приходит вот это вот всё:
  • «не так уж и страшно»,
  • «я справился»,
  • «вот теперь я понимаю, как это работает».

Это относится к любым начинаниям.

Например:
  • Запуск своего продукта.
Вместо «у меня нет опыта», «надо ещё доработать» и тд — делаешь минимально жизнеспособную версию продукта и идёшь предлагать её своей целевой аудитории

  • Разговор с важным человеком (партнером, начальником, инвестором).
Вместо: «он откажет, высмеет, проигнорит» — подходишь и говоришь, пусть и заплетающимся голосом. Окей, отказал, но появляется чувство «не так страшно» и отсюда зарождается уверенность.

  • Решение конфликта \ отстаивание границ
Вместо «он обидится», «у меня всё равно ничего не получится» и тд — как можешь обозначаешь свою позицию.

И даже если согласия не достигнете, ты уже увидишь, что можешь не прогибаться под условия, которые тебя не устраивают.
Не понимаешь зачем = не делаешь
Иногда дело не в уверенности, а в том что нет энергии или мотивации. А отсюда — постоянная прокрастинация, тревожность и апатия.

Пытаешься это как-то решить: скачиваешь таск менеджер, прописываешь себе распорядок дня, внедряешь всякие техники типа Pomodoro, читаешь книгу «Атомные привычки» и тд.

Иногда это работает. Но на дистанции всё равно скатываешься обратно. Особенно когда возникают трудности какие-то.

Т.е. поначалу может идти гладко, но потом всякие обстоятельства жизненные начинают ставить подножки. И с каждой такой подножкой изначальный заряд, изначальная мотивация иссякают.

Чтобы этого не было, тебе нужна ясность.

Тебе нужно понять для себя:
  • зачем ты всё это делаешь,
  • зачем тебе преодолевать все эти трудности,
  • что ты по итогу хочешь достичь.

Если ответа нет, то и мотивации не будет.

Потому что мотивация — это следствие ясности, а не её причина. Сначала ясность (что и зачем хочу), потом мотивация (иду делать).

Если ты до сих пор не знаешь чего хочешь, то нужно каждый день искать для себя ответ на этот вопрос. Иначе твой мозг будет воспринимать все задачи, которые ты перед ним ставишь, как чужие.

Что и как для этого делать, я рассказывал в этой статье.
Дедлайны важнее качества
Следующее, обо что можно споткнуться, когда переходишь от теории к действию — это перфекционизм.

Вообще, в перфекционизме нет ничего принципиально плохого. С ним бороться не обязательно. С ним нужно — договариваться.

Плохим перфекционизм становится:
  1. Когда желание делать всё идеально затягивает сроки выполнения задач
  2. Когда основная причина перфекционизма — это не просто «хочу сделать хорошо», а «боюсь последствий, если сделаю плохо».
Как использовать перфекционизм в свою пользу — это отдельная тема статьи, но здесь скажу ключевое: дедлайны важнее качества.

Идеальный продукт или контентная единица, выпущенные после дедлайна, убьют твою мотивацию или любые твои начинания быстрее, чем приемлемый продукт сделанный вовремя.

Продукт/контент, который в принципе был выпущен, в среднем приносит больше денег, чем тот, который никогда не увидел свет.

А если есть деньги или есть какой-то видимый результат — будут и возможности докрутить продукт или сделать контент в следующий раз получше.

Поэтому нужно учиться доводить до конца начатое в разумные сроки. Например, в этом может помочь метод прогрессивного джипега.
На иллюстрации выше — пример этого принципа.

В верхнем левом углу картинка сделана на 30%, а остальное вообще не сделано.

В конце работа сделана на 70% — но всё равно не до конца.

В правом же верхнем углу картинка уже на начальном этапе полностью сделана.

Но она ещё недостаточно качественная и поэтому оставшиеся 70% времени можно улучшать её качество.

Суть его в том, что мы делаем задачу быстро и посредственно, но на 100%. Потом делаем следующую итерацию уже более качественной.

И так продолжаем, но ДО наступления основного дедлайна.

Например, у меня была задача сделать презентацию для живого вебинара, на котором будет 1000 человек.

Я сначала беру и прописываю полностью структуру презентации заголовками и базовыми тезисами. На это уходит полтора часа, но по факту уже можно выходить на вебинар с этой презентацией.

Да, это будет некачественная преза, но она уже готова и спикер сможет по ней базово рассказать контент.

Следующими итерациями я иду и прописываю продающую часть, потом контентную часть и затем вступительную.

На каждом из этих этапов, на каждой из итераций с презентацией уже можно выходить в эфир. И каждая итерация — это возможность сделать её лучше.

Но, опять-таки, в рамках дедлайна.

Когда я делаю презентации в таком формате, у меня нет постоянной тревоги и страха что я ничего не успею.

Я успеваю сделать её в срок и при этом более качественно, чем когда я на чувстве страха рандомно сажусь и начинаю готовить её от заката до рассвета.

Я проверял — в режиме прогрессивного джипега у меня получалась более качественная работа.

За то же время и минимальным количеством ощущений горящей жопы.

Поэтому, если хочешь перфекционизма — велком, только делай любое дело в формате прогрессивного джипега.
Неопределённость — это красиво
А что, если перестать воспринимать неопределённость — как зло?

Да, то что неизвестно — то страшно. Как темнота в детстве: что же там в той тёмной комнате происходит сейчас?? Непонятно. Поэтому и страшно.

У взрослых своя «темнота» — не только тёмные закоулки, но и новое: начать вести блог, создать свой продукт, начать покупать рекламу, провести вебинар, сделать воронку — вот это вот всё.

Когда в комнате темно, когда непонятно к чему приведёт действие — мозг дорисовывает худшие сценарии.

И не потому что реально может произойти что-то плохое, а потому что мозг стремится защитить нас от потенциальных угроз.

Мы боимся не того, что реально есть, а того, что может случиться.

«Темнота» (читай неопределенность) — это не зло и не враг.

Наоборот, иногда предсказуемость, определённость вызывают более неприятные ощущения, чем неизвестность.

Мой личный пример: в 2012 году я мог продолжить после университета развивать карьеру юриста и не идти ни в какой фриланс, в маркетинг, в рекламу.

Ведь корочка уже получена, устроиться — помогут, просто иди и делай.

Но я выбрал полную неизвестность, абсолютную неопределённость: чем заниматься, на чём зарабатывать, подойдёт ли это мне и т.д.

В итоге эта тропинка привела меня к фрилансу в сфере таргетированной рекламы.

Или другой пример: путешествия — когда я в первый раз отправился в трип с билетом в один конец с одним рюкзаком.

Я не знал конкретно куда я еду, какой у меня будет маршрут, не знал всех нюансов и тонкостей страны, в которой я никогда не был.

Просто купил билет в Дели и всё.

Дальше в хостеле познакомился с девочкой, которая мне порекомендовала поехать в Ришикеш.

В итоге более 5 лет провёл в разных странах, совмещая фриланс и нон-стоп путешествия.

По факту неопределённость стала для меня лучшим другом, а линейный путь — скорее предательством себя и проживанием не своего сценария жизни.
Резюме и 1 простое действие
Ниже я выписал ключевые идеи, которые хотел донести в статье:

  • Учёба — это полезно, но вызывает привыкание

  • Если учиться, потреблять контент, то делать это для конкретной практической цели, а не «на всякий случай»

  • Всегда будет хотеться опять пойти ещё поучиться и даже если ты знаешь что учёба это развлечение — всё равно соблазн будет

  • Нужно идти и делать, а не ждать, когда придёт уверенность — потому что уверенность является следствием действия, а не его причиной

  • Чтобы не слиться на полпути, чтобы не прокрастинировать, чтобы преодолевать трудности — нужен ответ на вопрос «зачем я это делаю»

  • Когда есть выбор: сделать быстро или сделать качественно, лучше выбирать первое и стараться в рамках срока сделать максимально качественно

  • Не помешает научиться видеть в неопределённости возможности, а не угрозу, нужно дружить с неопределённостью, а не бояться её
1 простое действие, которое я предлагаю сделать:

возьми что-либо из своего арсенала знаний и примени это в формате принципа прогрессивного джипега.

Всё.

Если статья тебе была полезна, пожалуйста, скинь её кому-то, кто тоже никак не может начать «грести» вместо того чтобы «постоянно набирать воздух»

Подписывайся на мой Telegram канал: https://t.me/+nA1GZtqhk6M5YjJi